Интересные факты

История изобретения лифта

История изобретения лифта

История изобретения лифта

Лифт (от глагола англ. lift — поднимать) — вид транспорта, используемый для вертикального перемещения.

Первые достоверно подтвержденные факты изготовления и использования прообразов современных лифтовых подъемников относятся еще к временам античной древности.

Впервые о лифте писал римский архитектор Витрувий, ссылавшийся в свою очередь на Архимеда, который построил подъёмный аппарат, вероятно, ещё в 236 году до н. э.

Более поздние упоминания о лифтах датируются серединой VI века (лифты Монастыря Святой Екатерины в Египте), первой четвертью XVIII века (во Франции) и XVII века (лифт Виндзорского замка в Великобритании, «Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов)[1]. В XVIII веке пассажирские лифты начали применяться в Российской империи (лифты дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково, подъёмные стол и кресло в петродворцовском Эрмитаже). В 1795 году И. П. Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и спускных кресел) для Зимнего дворца. В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.

При археологических раскопках в Геркулануме найдены хорошо сохранившиеся остатки устройства, предназначенного для поднятия приготовленных блюд из кухни в расположенную над ней столовую. Первый же пассажирский или скорее грузопассажирский лифт был установлен во дворце древнеримского императора Нерона, известного своей страстью к театральным постановкам. Этот лифт предназначался для одновременного подъема нескольких актеров вместе с декорациями. Такой прием, придававший происходящему на сцене загадочность и динамизм, получил широкое распространение: в античных сценариях актер, исполня-ющий роль бога, появлявшийся на сцене при помощи подобной машины, так и обозначался: «бог из машины». Однако использование лифта в жилых зданиях тех далеких времен широкого распространения не получило, и устройство его как атрибута экзотической роскоши ограничилось ранней эпохой Империи. Естественно, что многие из тогдашних подъемных устройств приводились в действие не только энергией падающей воды или мускульной силой животных, но и при помощи дешевого и привычного для древнего мира подневольного труда рабов.

История изобретения лифта

По мере развития научно-технического прогресса видоизменялись и совершенствовались конструкции подъемных механизмов. Углубление научных познаний, революционные открытия в них, изобретение парового и электрического двигателя, двигателя внутреннего сгорания, появление пневматического и усовершенствование гидравлического привода, создание новых видов топлива и конструкционных материалов, в том числе синтетических, позволили создавать механизмы с качественно новыми характеристиками. В 1854 году Э. Дж. Отис экспонировал изобретенный им пассажирский лифт. В 1857 г. его лифт впервые установили в одном универсальном магазине.

Для лифтов, особенностью большинства которых является не постоянная, а периодическая работа двигателя, использовался вначале гидропривод с передаточным механизмом из шкивов и тросов, а затем электропривод (электрический лифт появился к концу столетия). В итоге возникли подъемные устройства, прочность и легкость конструкции коих в сочетании с возросшей грузоподъемностью не шли ни в какое сравнение с аналогичными характеристиками их предшественников.

Пассажирские лифты постепенно переставали быть принадлежностью жилищ знатных особ лишь в качестве дорогой игрушки, а грузовые в промышленности применялись еще шире. Например непременной принадлежностью любого крупного промышленного предприятия Российской империи были так называемые самотаски, предназначенные для вертикального подъема различных грузов. Они представляли собой систему из двух непрерывно движущихся бесконечных цепей с платформами, устройство которой предотвращало их опрокидывание при достижении верхней точки подъема. Система оказалась настолько удачной, что стала широко применяться в торговых и деловых зданиях.

Современный пассажирский лифт

Самые первые образцы такого непрерывно движущегося лифта приводились в движение паровыми машинами. Соответственно этому в подвальном этаже здания предусматривались помещение для установки парового двигателя, бункер с запасом топлива, труба для удаления дыма, который вместе с характерным постоянным шумом работающего агрегата не способствовал созданию комфортных условий для находящихся в здании людей. Но когда в качестве приводных механизмов стали применяться электрические лебедки, эти неприятные обстоятельства исчезли, а удачная конструкция позволила продлить срок службы вплоть до наших дней; подобные лифты, вход и выход в расположенные на расстоянии нескольких метров друг от друга бездверные кабины которых производятся прямо на ходу, долгое время использовались в некоторых учреждениях.

Первый электрический пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Гальске» в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Отныне проблема подъема больше не сдерживала рост зданий вверх. Самый высокий небоскреб США («Сирс Тауэр» в Чикаго) имеет 106 лифтов, 16 из которых — двухэтажные, то есть принимают и высаживают пассажиров сразу с двух этажей. Два экспресслифта для посетителей смотровой площадки на крыше преодолевают 412 метров за минуту и несколько секунд.

Первый чертёж лифта 1861 год

Первый чертёж лифта 1861 год


Источник:  http://www.rusactive.ru

Возврат к списку